В Москве 29 мая открыт новый вокзал поездов дальнего следования - так называемый Восточный вокзал. Он сразу стал третьим по объему дальних перевозок в столице, забрав себе большинство поездов с Курского вокзала. К сожалению, новый вокзал оказался катастрофически неудобным практически со всех точек зрения - транспортной, логистической, сервисной, информационной. Пассажиры Восточного сталкиваются с целым рядом проблем и массово жалуются на новый вокзал в соцсетях, сообщает соб.корр. Travel.ru.
Где это и почему "Восточный"? Новый вокзал находится на станции МЦК "Локомотив", у станции метро "Черкизовская". Нейминг стал первой явной проблемой новостройки - у транспортного узла теперь тройное название. Вместо того чтобы наоборот, унифицировать все три терминала под понятным названием "Черкизово" - РЖД совместно с московскими властями устроили форменный хаос. По одной из версий, название "Восточный" выбрали потому, что далее в столице запланировано появление "Южного" и иных периферийных вокзалов. Однако объяснять причины появления странного названия никто не стал.
В применении названий тоже наблюдается феерический разброд. Таблички на платформах содержат только слово "Восточный" - то есть пассажир, выглянув из окна поезда, вообще может не понять, что находится в Москве. Слово "Москва", правда, есть на обращенной к путям стене вокзала - но только в одном малозаметном месте, так что львиная доля пассажиров его не увидит. На сайте РЖД в системе бронирования билетов новостройка именуется то "Москва Вост", то "Мцк локомотив Москва вк восточный", то "Москва Вк Восточный (Тпу Черкизово)". При этом указать "Москва Восточный" или "Москва Вост" или "Москва Черкизово" или "Москва Локомотив" как место желаемого отправления или прибытия на сайте РЖД нельзя. Зато можно указать просто "Восточный" или "Черкизово". Довершает весь этот хаотический разнобой вывеска на фасаде вокзала: "Восточный, Терминал Черкизово".
Зачем он вообще нужен? На фоне того, что два старых московских вокзала (Рижский и Савеловский) лишились в последнее время дальних поездов, появление нового вокзала выглядит странно. Тем не менее как временное решение он действительно нужен - на период реконструкции Курского вокзала и ведущих к нему направлений для запуска новых маршрутов городских и пригородных поездов МЦД. Сейчас на Восточный перевели большую часть поездов с Курского (а некоторые составы южных курортных направлений послали на Киевский и Павелецкий вокзалы с резким увеличением времени в пути). По окончании реконструкции большинство поездов вполне можно было бы вернуть на наиболее удобный Курский, однако похоже, что в планы РЖД это не входит.
Какие поезда теперь на Восточном? Туда перевели большинство дневных экспрессов ("Ласточки" и "Стрижи") в Нижний Новгород и половину "Ласточек" в Иваново, а также ряд транзитных поездов из Санкт-Петербурга (в Адлер, Анапу, Новороссийск, Кисловодск, Ейск, Самару, Ижевск, Челябинск, Волгоград, Белгород, Владикавказ, Махачкалу, Сухуми) и Мурманска (в Адлер, Новороссийск и Анапу). Всего с вокзала совершается около трех десятков отправлений в день. Часть экспрессов в Нижний Новгород и Иваново остались на Курском вокзале, там же сохранились экспрессы в Белгород, Орел и Курск.
При этом в РЖД не смогли к запуску вокзала сделать прямой съезд с МЦК на ленинградское направление. В результате все поезда с Восточного в сторону Санкт-Петербурга или Мурманска (или обратно) теперь теряют почти целый лишний час на смене направления в районе станции Лихоборы - поскольку быстро менять направление движения в РЖД по-прежнему не умеют. Процесс, занимающий в других странах 5-15 минут, в России растягивают чуть ли не на час.
Остальные пассажиры Восточного также будут во временном проигрыше, поскольку вместо центра Москвы будут прибывать на ее окраину. Исключение составят те, кому нужно на северо-восток Москвы - при условии, что от вокзала туда есть удобный транспорт, а это далеко не всегда так.
Как устроен Восточный? Вокзал построен весьма минималистично - в нем нет ничего, кроме маленького зала ожидания, касс, камер хранения и одного кафе. Привычную для других крупных вокзалов концепцию мини-фудкортов на Восточном почему-то проигнорировали. Киоски с продуктами, прессой, сувенирами также отсутствуют - есть лишь вендинговые автоматы. Учитывая, что территория вокруг терминала также не отличается изобилием пунктов питания, торговли и интересного времяпрепровождения, ожидание на новом вокзале может быть сомнительным удовольствием, а все необходимое в дорогу придется приобретать заранее в городе.
Путей для дальних поездов всего три, с нумерацией от 3 до 5 (пути 1-2 относятся к МЦК). Причем только пути 3 и 4 имеют относительно нормальную высокую платформу, а вот ближайший к зданию вокзала путь 5 - сверхнизкую. Низкой она задумана для приема поездов Talgo ("Стриж"), однако в реальности получилась почти на уровне земли. В результате посадка и особенно высадка на нее из высокопольных "Ласточек" превращаются в опасную акробатику и чреваты травмами. Впрочем, так же выглядит этот процесс в "Ласточках" на множестве других российских вокзалов - просто Москва до сих пор была от этого избавлена. Между тем, вокзал вполне можно было оборудовать как минимум еще одной высокой платформой с двумя пассажирскими путями - места там достаточно.
Несмотря на новизну, вокзал далеко не полностью оборудован лифтами и эскалаторами, а те, что есть, установлены порой вне логики движения потоков пассажиров. В частности, из здания вокзала и с 5 пути отсутствует эскалатор в надземный переход к метро и МЦК. Лифт в переход есть, но только с платформ, а не из здания вокзала. В результате пассажирам приходится идти с багажом по лестницам.
Крупным проектировочным провалом стал сам переход к метро и МЦК. Во-первых, он крайне узок - всего несколько метров шириной. Это не было бы большой проблемой, если бы прямо в нем не устроили совершенно не нужный лишний контроль безопасности. В итоге после прибытия почти любого поезда в переходе образуется огромная очередь на этот контроль, в которой можно простоять, по отзывам в соцсетях, до 20-25 минут - тем более что переходом пользуются и местные жители, срезающие тем самым себе путь к метро. Смысл в этом досмотре полностью отсутствует - все находящиеся в переходе либо приехали на дальних поездах (и соответственно с большой вероятностью прошли контроль перед посадкой в них), либо зашли в вокзал с улицы также через контроль.
Альтернативно попасть к метро, МЦК и некоторым местным автобусам можно через обход длиной почти 700 метров - выйдя из вокзала на улицу, перейдя пути по Щелковскому путепроводу и спустившись с него к нужной станции. Для пассажиров без тяжелого багажа это, очевидно, более быстрый путь, если они оказались в хвосте очереди на досмотр.
Единственное достоинство нового вокзала - довольно быстрый обратный проход от метро и МЦК к дальним поездам. Это, вероятно, самый быстрый такой трансфер в Москве: попасть в вагон дальнего поезда можно уже через 3-5 минут после приезда на "Черкизовскую" или "Локомотив". При этом проход в вокзал от метро также включает досмотр (без очередей), от МЦК - без досмотра.
Городской транспорт. Помимо метро и МЦК, доступ к которым затруднен "театром безопасности", городской транспорт непосредственно у терминала представлен единственным автобусным маршрутом 171, причем только в одну сторону - к станции метро "Преображенская площадь" и району станции "Электрозаводская". Курсирует он лишь раз в полчаса. Кроме того, в 250 метрах есть остановка прочих маршрутов в западном направлении, в 450 метрах через подземный переход - в восточном.
Ночных маршрутов возле Восточного вокзала нет, и это крупная проблема для пассажиров десятка ночных транзитных и некоторых раннеутренних поездов. До Курского вокзала, откуда все эти поезда ходили ранее, доехать ночным транспортом можно было без проблем. Этот аспект при открытии нового вокзала также был проигнорирован.
Автомобильный заезд к вокзалу при движении из центра отсутствует - вернее, требует пятикилометровых петель и объездов. Оптимально при заказе такси из центра указывать пунктом назначения не Восточный вокзал, а станцию метро "Черкизовская" - это сэкономит массу времени и денег.
Выезд от вокзала на автомобиле возможен только через Щелковский путепровод в сторону центра - независимо от пункта назначения. Для некоторых поездок было бы логично заказывать такси к метро "Черкизовская" - однако путь туда через переход, как уже упоминалось, прегражден "театром безопасности" с длительными очередями.
Итог. Многие пассажиры, скорее всего, будут по возможности избегать поездок через так называемый Восточный вокзал. Он отличается периферийным расположением, недостатком транспорта и затруднениями с проходом к нему, скудостью сервиса, почти полным отсутствием общепита и торговли, неудобной и опасной платформой, плохим автомобильным подъездом, проблемами с навигацией и собственно названием. Вдобавок время в пути ряда поездов существенно увеличилось. Часть этих недостатков можно оперативно исправить, но многие останутся надолго. Единственный видимый плюс - быстрый проход от метро и МЦК к поездам.
Автор: Юрий Плохотниченко
Восточный вокзал Москвы перед открытием // Юрий Плохотниченко В Москве 29 мая открыт новый вокзал поездов дальнего следования - так называемый Восточный вокзал. Он сразу стал третьим по объему дальних перевозок в столице, забрав себе большинство поездов с Курского вокзала. К сожалению, новый вокзал оказался катастрофически неудобным практически со всех точек зрения - транспортной, логистической, сервисной, информационной. Пассажиры Восточного сталкиваются с целым рядом проблем и массово жалуются на новый вокзал в соцсетях, сообщает соб.корр. Travel.ru. Где это и почему "Восточный"? Новый вокзал находится на станции МЦК "Локомотив", у станции метро "Черкизовская". Нейминг стал первой явной проблемой новостройки - у транспортного узла теперь тройное название. Вместо того чтобы наоборот, унифицировать все три терминала под понятным названием "Черкизово" - РЖД совместно с московскими властями устроили форменный хаос. По одной из версий, название "Восточный" выбрали потому, что далее в столице запланировано появление "Южного" и иных периферийных вокзалов. Однако объяснять причины появления странного названия никто не стал. В применении названий тоже наблюдается феерический разброд. Таблички на платформах содержат только слово "Восточный" - то есть пассажир, выглянув из окна поезда, вообще может не понять, что находится в Москве. Слово "Москва", правда, есть на обращенной к путям стене вокзала - но только в одном малозаметном месте, так что львиная доля пассажиров его не увидит. На сайте РЖД в системе бронирования билетов новостройка именуется то "Москва Вост", то "Мцк локомотив Москва вк восточный", то "Москва Вк Восточный (Тпу Черкизово)". При этом указать "Москва Восточный" или "Москва Вост" или "Москва Черкизово" или "Москва Локомотив" как место желаемого отправления или прибытия на сайте РЖД нельзя. Зато можно указать просто "Восточный" или "Черкизово". Довершает весь этот хаотический разнобой вывеска на фасаде вокзала: "Восточный, Терминал Черкизово". Зачем он вообще нужен? На фоне того, что два старых московских вокзала (Рижский и Савеловский) лишились в последнее время дальних поездов, появление нового вокзала выглядит странно. Тем не менее как временное решение он действительно нужен - на период реконструкции Курского вокзала и ведущих к нему направлений для запуска новых маршрутов городских и пригородных поездов МЦД. Сейчас на Восточный перевели большую часть поездов с Курского (а некоторые составы южных курортных направлений послали на Киевский и Павелецкий вокзалы с резким увеличением времени в пути). По окончании реконструкции большинство поездов вполне можно было бы вернуть на наиболее удобный Курский, однако похоже, что в планы РЖД это не входит. Какие поезда теперь на Восточном? Туда перевели большинство дневных экспрессов ("Ласточки" и "Стрижи") в Нижний Новгород и половину "Ласточек" в Иваново, а также ряд транзитных поездов из Санкт-Петербурга (в Адлер, Анапу, Новороссийск, Кисловодск, Ейск, Самару, Ижевск, Челябинск, Волгоград, Белгород, Владикавказ, Махачкалу, Сухуми) и Мурманска (в Адлер, Новороссийск и Анапу). Всего с вокзала совершается около трех десятков отправлений в день. Часть экспрессов в Нижний Новгород и Иваново остались на Курском вокзале, там же сохранились экспрессы в Белгород, Орел и Курск. При этом в РЖД не смогли к запуску вокзала сделать прямой съезд с МЦК на ленинградское направление. В результате все поезда с Восточного в сторону Санкт-Петербурга или Мурманска (или обратно) теперь теряют почти целый лишний час на смене направления в районе станции Лихоборы - поскольку быстро менять направление движения в РЖД по-прежнему не умеют. Процесс, занимающий в других странах 5-15 минут, в России растягивают чуть ли не на час. Остальные пассажиры Восточного также будут во временном проигрыше, поскольку вместо центра Москвы будут прибывать на ее окраину. Исключение составят те, кому нужно на северо-восток Москвы - при условии, что от вокзала туда есть удобный транспорт, а это далеко не всегда так. Как устроен Восточный? Вокзал построен весьма минималистично - в нем нет ничего, кроме маленького зала ожидания, касс, камер хранения и одного кафе. Привычную для других крупных вокзалов концепцию мини-фудкортов на Восточном почему-то проигнорировали. Киоски с продуктами, прессой, сувенирами также отсутствуют - есть лишь вендинговые автоматы. Учитывая, что территория вокруг терминала также не отличается изобилием пунктов питания, торговли и интересного времяпрепровождения, ожидание на новом вокзале может быть сомнительным удовольствием, а все необходимое в дорогу придется приобретать заранее в городе. Путей для дальних поездов всего три, с нумерацией от 3 до 5 (пути 1-2 относятся к МЦК). Причем только пути 3 и 4 имеют относительно нормальную высокую платформу, а вот ближайший к зданию вокзала путь 5 - сверхнизкую. Низкой она задумана для приема поездов Talgo ("Стриж"), однако в реальности получилась почти на уровне земли. В результате посадка и особенно высадка на нее из высокопольных "Ласточек" превращаются в опасную акробатику и чреваты травмами. Впрочем, так же выглядит этот процесс в "Ласточках" на множестве других российских вокзалов - просто Москва до сих пор была от этого избавлена. Между тем, вокзал вполне можно было оборудовать как минимум еще одной высокой платформой с двумя пассажирскими путями - места там достаточно. Несмотря на новизну, вокзал далеко не полностью оборудован лифтами и эскалаторами, а те, что есть, установлены порой вне логики движения потоков пассажиров. В частности, из здания вокзала и с 5 пути отсутствует эскалатор в надземный переход к метро и МЦК. Лифт в переход есть, но только с платформ, а не из здания вокзала. В результате пассажирам приходится идти с багажом по лестницам. Крупным проектировочным провалом стал сам переход к метро и МЦК. Во-первых, он крайне узок - всего несколько метров шириной. Это не было бы большой проблемой, если бы прямо в нем не устроили совершенно не нужный лишний контроль безопасности. В итоге после прибытия почти любого поезда в переходе образуется огромная очередь на этот контроль, в которой можно простоять, по отзывам в соцсетях, до 20-25 минут - тем более что переходом пользуются и местные жители, срезающие тем самым себе путь к метро. Смысл в этом досмотре полностью отсутствует - все находящиеся в переходе либо приехали на дальних поездах (и соответственно с большой вероятностью прошли контроль перед посадкой в них), либо зашли в вокзал с улицы также через контроль. Альтернативно попасть к метро, МЦК и некоторым местным автобусам можно через обход длиной почти 700 метров - выйдя из вокзала на улицу, перейдя пути по Щелковскому путепроводу и спустившись с него к нужной станции. Для пассажиров без тяжелого багажа это, очевидно, более быстрый путь, если они оказались в хвосте очереди на досмотр. Единственное достоинство нового вокзала - довольно быстрый обратный проход от метро и МЦК к дальним поездам. Это, вероятно, самый быстрый такой трансфер в Москве: попасть в вагон дальнего поезда можно уже через 3-5 минут после приезда на "Черкизовскую" или "Локомотив". При этом проход в вокзал от метро также включает досмотр (без очередей), от МЦК - без досмотра. Городской транспорт. Помимо метро и МЦК, доступ к которым затруднен "театром безопасности", городской транспорт непосредственно у терминала представлен единственным автобусным маршрутом 171, причем только в одну сторону - к станции метро "Преображенская площадь" и району станции "Электрозаводская". Курсирует он лишь раз в полчаса. Кроме того, в 250 метрах есть остановка прочих маршрутов в западном направлении, в 450 метрах через подземный переход - в восточном. Ночных маршрутов возле Восточного вокзала нет, и это крупная проблема для пассажиров десятка ночных транзитных и некоторых раннеутренних поездов. До Курского вокзала, откуда все эти поезда ходили ранее, доехать ночным транспортом можно было без проблем. Этот аспект при открытии нового вокзала также был проигнорирован. Автомобильный заезд к вокзалу при движении из центра отсутствует - вернее, требует пятикилометровых петель и объездов. Оптимально при заказе такси из центра указывать пунктом назначения не Восточный вокзал, а станцию метро "Черкизовская" - это сэкономит массу времени и денег. Выезд от вокзала на автомобиле возможен только через Щелковский путепровод в сторону центра - независимо от пункта назначения. Для некоторых поездок было бы логично заказывать такси к метро "Черкизовская" - однако путь туда через переход, как уже упоминалось, прегражден "театром безопасности" с длительными очередями. Итог. Многие пассажиры, скорее всего, будут по возможности избегать поездок через так называемый Восточный вокзал. Он отличается периферийным расположением, недостатком транспорта и затруднениями с проходом к нему, скудостью сервиса, почти полным отсутствием общепита и торговли, неудобной и опасной платформой, плохим автомобильным подъездом, проблемами с навигацией и собственно названием. Вдобавок время в пути ряда поездов существенно увеличилось. Часть этих недостатков можно оперативно исправить, но многие останутся надолго. Единственный видимый плюс - быстрый проход от метро и МЦК к поездам. Автор: Юрий Плохотниченко