Перевод рейсов в новый аэропорт Стамбула вновь отложен более, чем на два месяца. Теперь трансфер рейсов из нынешнего основного аэропорта Ataturk вместо 31 декабря ожидается в марте, сообщает соб.корр. Travel.ru.
Причиной стала неготовность отдельных служб нового аэропорта к обслуживанию сразу всего объема рейсов аэропорта Ataturk. Напомним, что сейчас из нового аэропорта совершается пять рейсов в день, запуск еще нескольких (в Трабзон и Адану) планируется в ближайшее время. Кроме того, в аэропорту не до конца готовы торговые и ресторанные площади.
Тем временем аэропортовая гостиница Yotel, которая будет работать прямо внутри терминала, начала прием бронирований. Остановиться в ней можно будет также с марта. Отель находится в левой части терминала и располагает 451 сверхкомпактными номерами, сотня из которых будут уже за линией паспортного контроля и предназначены в основном для транзитных пассажиров.
Точная дата перевода рейсов пока не объявлена: это с равным успехом может быть и 1 марта, и 31 марта - день, когда зимнее расписание меняется на летнее. Нельзя даже исключать, что этот второй перенос (изначально полный запуск аэропорта планировался на 29 октября) окажется не последним, хотя в целом уровень готовности аэропорта высокий.
Напомним, что аэропорт задуман как крупнейший в мире, с возможностью обслуживания через несколько лет до 200 миллионов пассажиров в год (нынешние мировые рекордсмены среди аэропортов имеют вдвое меньшие показатели). На данный момент готов первый терминал (всего задумано два плюс отдельно стоящий конкорс).
Устройство терминала. В терминале, который сверху выглядит как гигантская буква Ж, имеется пять огромных посадочных пирсов - А, В, D, F, G (плюс несколько телетрапов в самом основном корпусе - секторы С и Е). Внутренним линиям отведен ближний справа пирс (выходы G), а также выходы F1 и F3 на дальнем правом пирсе. В сумме это дает около двух десятков телетрапов плюс 13 автобусных выходов на посадку.
К сожалению, навигация в части выходов на посадку (гейтов) на редкость путаная. Вместо логичной цифровой нумерации аэропорт предпочел очень сложносочиненную буквенную. К примеру, все 13 автобусных гейтов внутренних линий сосредоточены в индексах G1 и G3: каждый из них имеет дополнительное буквенное обозначение - например G1A, G1B, G1C, G3F, и так далее. Телетрапные выходы тоже двойные, поскольку в большинстве телетрапных мостов по два выхода - например, вместе расположены G6A и G6B. В результате почти каждый гейт имеет сложное для восприятия и запоминания обозначение и возможна путаница с другими выходами с похожим сочетанием букв и цифр - например, А10В и В10А, и так далее. Словом, пассажирам придется разгадывать квесты.
Выходы секторов A, B, C, D, E и F - международные (кроме F1 и F3). 16 из них автобусные (они занимают часть сектора А), еще более сотни - телетрапные. Всего в аэропорту запланировано почти четыре сотни самолетных стоянок, 257 из которых - удаленные.
Дизайн терминала базируется на местной архитектуре - потолок состоит из 313 куполов, которые должны напоминать о мечетях и дворцах. Обещано, что 800-метровая галерея магазинов Duty Free будет напоминать улицу Стамбула.
В аэропорту предполагается более 500 стоек регистрации на 13 "островах". Восемь из них (D, E, F, G, H, J, K, L) займет Turkish Airlines. Установлены 228 кабин паспортного контроля, более 20 тысяч кресел для ожидающих пассажиров. Обещаны также стойки самостоятельной сдачи багажа, автоматические турникеты на выходах на посадку и прочие инновации. Как и в прочих турецких аэропортах, каждого улетающего из Стамбула пассажира ждут два контроля безопасности: один при входе в терминал, другой - при входе в чистую зону.
Turkish Airlines рассчитывает открыть в новом аэропорту 5 бизнес-залов: один для пассажиров внутренних рейсов (площадью 3500 квадратных метров), один для прилетевших международными рейсами пассажиров бизнес-класса (1000 квадратных метров). Еще три будут функционировать в зоне вылета международных рейсов вблизи торговой галереи. При этом они будут разделены по различным категориям элитных пассажиров: для клиентов с билетами бизнес-класса и участников элитных уровней программ лояльности залы будут разными (по 4600 квадратных метров каждый). Отдельные залы будут у трех глобальных альянсов авиакомпаний Star Alliance, Skyteam и oneworld, плюс собственные залы некоторых других авиакомпаний и аэропортовые залы для пассажиров иных перевозчиков. Кроме того, как в аэропорту Ataturk, для пассажиров бизнес-класса Turkish Airlines будет предусмотрен отдельный вход №5.
Как и в большинстве других крупных аэропортов мира, новый аэропорт Стамбула будет "тихим": объявлений о регистрации или начале посадки не будет, за исключением внезапных изменений и других нестандартных случаев. Для пассажиров, прилетающих из стран Евросоюза и некоторых других стран, не будет контроля безопасности при пересадке на другой рейс - они будут выходить из самолета сразу в чистую зону вылета.
Транспорт. Парковки аэропорта будут рассчитаны на 18 тысяч крытых и 22 тысячи открытых мест. Из-за малого числа рейсов пока работает 5 автобусных маршрутов вместо ожидавшихся 16. Кроме того, на них действует скидка в 50% от стандартных тарифов - то есть доехать до аэропорта пока можно в среднем за 10 турецких лир (примерно полтора евро).
Эти первые 5 маршрутов следуют из старого аэропорта Ataturk, от районов Taksim и Besiktas, от районов Yenikap?, Bak?rkoy, Yenibosna, от станции метро Kozyatag? и из района Bahcesehir. Время в пути обещано от 100 до 115 минут.
Гораздо быстрее доехать можно будет после полноценного запуска аэропорта, которое пока планируется на 31 декабря, однако и тогда на дорогу придется закладывать минимум час из европейской части Стамбула и полтора из азиатской. Интервалы движения автобусов-экспрессов составят на различных маршрутах от 10 до 50 минут, а цена будет варьироваться от 12 до 30 лир (1,8 - 4,5 евро). В частности, из старого города цена составит 18 лир (2,6 евро), а интервал предполагается в 11 минут. Автобусы должны быть оборудованы индивидуальными видеоэкранами, беспроводным интернетом и портами для зарядки мобильной электроники.
Линия метро из центрального района Gayrettepe, которая позволит доезжать до аэропорта за полчаса, будет запущена, по последним данным, лишь в 2020 году. Поездка на такси из того же района по незагруженной трассе занимает около 40 минут, однако из других центральных районов срок может быть больше. Кроме того, после перевода всех рейсов нагрузка на автодороги сильно возрастет и время в пути может увеличиться. Впрочем, сейчас продолжается строительство нескольких новых автотрасс в сторону аэропорта.
После поездки в аэропорт пассажирам придется преодолеть немалую дистанцию и внутри гигантского здания. От входа в терминал даже до ближайшего выхода на посадку - полкилометра по прямой, а до наиболее удаленного - почти полтора. Часть этого пути можно будет преодолеть на траволаторах.
Имеющиеся рейсы и процесс перевода. Авиакомпания Turkish Airlines - ключевой перевозчик в новом аэропорту - пока обслуживает оттуда по одному рейсу в день в Анкару, Анталью, Измир, а также в Турецкую республику Северного Кипра (Эркан) и Азербайджан (Баку). Причем это не переведенные из старого аэропорта Ataturk, а дополнительные рейсы. Цена на них ниже, чем на обычные из старого аэропорта, а потому спрос очень велик и большинство рейсов раскупаются заранее.
Обнаружить их в расписании можно по коду нового аэропорта - ISL После полного перевода рейсов новому аэропорту перейдет код аэропорта Ataturk - IST (а тому, в свою очередь, достанется ISL).
Таким образом, по крайней мере до марта Turkish Airlines будет единственной летающей из нового аэропорта авиакомпанией. Перевод всех остальных пассажирских рейсов всех авиакомпаний из Ataturk в новый аэропорт должен произойти практически одномоментно в одну из мартовских ночей.
Аэродром. В части перронов и взлетно-посадочных полос гигантский новый аэропорт будет запускаться поэтапно. Первоначально в работе будут две взлетно-посадочных полосы (но у каждой из них будет рядом полоса-дублер, используемая обычно как рулежная дорожка, но готовая заменить основную полосу в случае каких-либо проблем), в перспективе их число возрастет до шести (плюс минимум два дублера).
Итог проекта. Новый аэропорт позволит значительно увеличить число рейсов в Стамбул, в том числе из России. Он также радикально улучшит условия для пассажиров по сравнению с давно переполненным действующим аэропортом Ataturk. Кроме того, резко снизится число рейсов, обслуживаемых на удаленных стоянках без телетрапов - ожидается, что их будет не более 20%. Turkish Airlines рассчитывает с помощью нового аэропорта резко увеличить число рейсов и направлений и существенно потеснить конкурирующие азиатские авиакомпании. За пять лет она предполагает поднять свой пассажиропоток в полтора с лишним раза - до 120 миллионов пассажиров в год.
Однако и другие перевозчики смогут после перехода выполнять больше рейсов в Стамбул. При этом Старый аэропорт Ataturk полностью закрыт не будет, хоть и лишится вскоре всех регулярных пассажирских рейсов. Во-первых, еще по крайней мере год там сохранятся грузовые рейсы (затем они будут также переведены в новый аэропорт). Во-вторых, там останется авиация общего назначения и деловая авиация. Наконец, там же планируется проводить авиасалоны. По крайней мере часть терминалов предполагается переоборудовать под авиационный университет, еще часть территории может стать парком.
Подробный фоторепортаж из нового аэропорта доступен странице Travel.ru в Facebook.
Автор: Юрий Плохотниченко
Новый аэропорт Стамбула // Юрий Плохотниченко Перевод рейсов в новый аэропорт Стамбула вновь отложен более, чем на два месяца. Теперь трансфер рейсов из нынешнего основного аэропорта Ataturk вместо 31 декабря ожидается в марте, сообщает соб.корр. Travel.ru. Причиной стала неготовность отдельных служб нового аэропорта к обслуживанию сразу всего объема рейсов аэропорта Ataturk. Напомним, что сейчас из нового аэропорта совершается пять рейсов в день, запуск еще нескольких (в Трабзон и Адану) планируется в ближайшее время. Кроме того, в аэропорту не до конца готовы торговые и ресторанные площади. Тем временем аэропортовая гостиница Yotel, которая будет работать прямо внутри терминала, начала прием бронирований. Остановиться в ней можно будет также с марта. Отель находится в левой части терминала и располагает 451 сверхкомпактными номерами, сотня из которых будут уже за линией паспортного контроля и предназначены в основном для транзитных пассажиров. Точная дата перевода рейсов пока не объявлена: это с равным успехом может быть и 1 марта, и 31 марта - день, когда зимнее расписание меняется на летнее. Нельзя даже исключать, что этот второй перенос (изначально полный запуск аэропорта планировался на 29 октября) окажется не последним, хотя в целом уровень готовности аэропорта высокий. Напомним, что аэропорт задуман как крупнейший в мире, с возможностью обслуживания через несколько лет до 200 миллионов пассажиров в год (нынешние мировые рекордсмены среди аэропортов имеют вдвое меньшие показатели). На данный момент готов первый терминал (всего задумано два плюс отдельно стоящий конкорс). Устройство терминала. В терминале, который сверху выглядит как гигантская буква Ж, имеется пять огромных посадочных пирсов - А, В, D, F, G (плюс несколько телетрапов в самом основном корпусе - секторы С и Е). Внутренним линиям отведен ближний справа пирс (выходы G), а также выходы F1 и F3 на дальнем правом пирсе. В сумме это дает около двух десятков телетрапов плюс 13 автобусных выходов на посадку. К сожалению, навигация в части выходов на посадку (гейтов) на редкость путаная. Вместо логичной цифровой нумерации аэропорт предпочел очень сложносочиненную буквенную. К примеру, все 13 автобусных гейтов внутренних линий сосредоточены в индексах G1 и G3: каждый из них имеет дополнительное буквенное обозначение - например G1A, G1B, G1C, G3F, и так далее. Телетрапные выходы тоже двойные, поскольку в большинстве телетрапных мостов по два выхода - например, вместе расположены G6A и G6B. В результате почти каждый гейт имеет сложное для восприятия и запоминания обозначение и возможна путаница с другими выходами с похожим сочетанием букв и цифр - например, А10В и В10А, и так далее. Словом, пассажирам придется разгадывать квесты. Выходы секторов A, B, C, D, E и F - международные (кроме F1 и F3). 16 из них автобусные (они занимают часть сектора А), еще более сотни - телетрапные. Всего в аэропорту запланировано почти четыре сотни самолетных стоянок, 257 из которых - удаленные. Дизайн терминала базируется на местной архитектуре - потолок состоит из 313 куполов, которые должны напоминать о мечетях и дворцах. Обещано, что 800-метровая галерея магазинов Duty Free будет напоминать улицу Стамбула. В аэропорту предполагается более 500 стоек регистрации на 13 "островах". Восемь из них (D, E, F, G, H, J, K, L) займет Turkish Airlines. Установлены 228 кабин паспортного контроля, более 20 тысяч кресел для ожидающих пассажиров. Обещаны также стойки самостоятельной сдачи багажа, автоматические турникеты на выходах на посадку и прочие инновации. Как и в прочих турецких аэропортах, каждого улетающего из Стамбула пассажира ждут два контроля безопасности: один при входе в терминал, другой - при входе в чистую зону. Turkish Airlines рассчитывает открыть в новом аэропорту 5 бизнес-залов: один для пассажиров внутренних рейсов (площадью 3500 квадратных метров), один для прилетевших международными рейсами пассажиров бизнес-класса (1000 квадратных метров). Еще три будут функционировать в зоне вылета международных рейсов вблизи торговой галереи. При этом они будут разделены по различным категориям элитных пассажиров: для клиентов с билетами бизнес-класса и участников элитных уровней программ лояльности залы будут разными (по 4600 квадратных метров каждый). Отдельные залы будут у трех глобальных альянсов авиакомпаний Star Alliance, Skyteam и oneworld, плюс собственные залы некоторых других авиакомпаний и аэропортовые залы для пассажиров иных перевозчиков. Кроме того, как в аэропорту Ataturk, для пассажиров бизнес-класса Turkish Airlines будет предусмотрен отдельный вход №5. Как и в большинстве других крупных аэропортов мира, новый аэропорт Стамбула будет "тихим": объявлений о регистрации или начале посадки не будет, за исключением внезапных изменений и других нестандартных случаев. Для пассажиров, прилетающих из стран Евросоюза и некоторых других стран, не будет контроля безопасности при пересадке на другой рейс - они будут выходить из самолета сразу в чистую зону вылета. Транспорт. Парковки аэропорта будут рассчитаны на 18 тысяч крытых и 22 тысячи открытых мест. Из-за малого числа рейсов пока работает 5 автобусных маршрутов вместо ожидавшихся 16. Кроме того, на них действует скидка в 50% от стандартных тарифов - то есть доехать до аэропорта пока можно в среднем за 10 турецких лир (примерно полтора евро). Эти первые 5 маршрутов следуют из старого аэропорта Ataturk, от районов Taksim и Besiktas, от районов Yenikap?, Bak?rkoy, Yenibosna, от станции метро Kozyatag? и из района Bahcesehir. Время в пути обещано от 100 до 115 минут. Гораздо быстрее доехать можно будет после полноценного запуска аэропорта, которое пока планируется на 31 декабря, однако и тогда на дорогу придется закладывать минимум час из европейской части Стамбула и полтора из азиатской. Интервалы движения автобусов-экспрессов составят на различных маршрутах от 10 до 50 минут, а цена будет варьироваться от 12 до 30 лир (1,8 - 4,5 евро). В частности, из старого города цена составит 18 лир (2,6 евро), а интервал предполагается в 11 минут. Автобусы должны быть оборудованы индивидуальными видеоэкранами, беспроводным интернетом и портами для зарядки мобильной электроники. Линия метро из центрального района Gayrettepe, которая позволит доезжать до аэропорта за полчаса, будет запущена, по последним данным, лишь в 2020 году. Поездка на такси из того же района по незагруженной трассе занимает около 40 минут, однако из других центральных районов срок может быть больше. Кроме того, после перевода всех рейсов нагрузка на автодороги сильно возрастет и время в пути может увеличиться. Впрочем, сейчас продолжается строительство нескольких новых автотрасс в сторону аэропорта. После поездки в аэропорт пассажирам придется преодолеть немалую дистанцию и внутри гигантского здания. От входа в терминал даже до ближайшего выхода на посадку - полкилометра по прямой, а до наиболее удаленного - почти полтора. Часть этого пути можно будет преодолеть на траволаторах. Имеющиеся рейсы и процесс перевода. Авиакомпания Turkish Airlines - ключевой перевозчик в новом аэропорту - пока обслуживает оттуда по одному рейсу в день в Анкару, Анталью, Измир, а также в Турецкую республику Северного Кипра (Эркан) и Азербайджан (Баку). Причем это не переведенные из старого аэропорта Ataturk, а дополнительные рейсы. Цена на них ниже, чем на обычные из старого аэропорта, а потому спрос очень велик и большинство рейсов раскупаются заранее. Обнаружить их в расписании можно по коду нового аэропорта - ISL После полного перевода рейсов новому аэропорту перейдет код аэропорта Ataturk - IST (а тому, в свою очередь, достанется ISL). Таким образом, по крайней мере до марта Turkish Airlines будет единственной летающей из нового аэропорта авиакомпанией. Перевод всех остальных пассажирских рейсов всех авиакомпаний из Ataturk в новый аэропорт должен произойти практически одномоментно в одну из мартовских ночей. Аэродром. В части перронов и взлетно-посадочных полос гигантский новый аэропорт будет запускаться поэтапно. Первоначально в работе будут две взлетно-посадочных полосы (но у каждой из них будет рядом полоса-дублер, используемая обычно как рулежная дорожка, но готовая заменить основную полосу в случае каких-либо проблем), в перспективе их число возрастет до шести (плюс минимум два дублера). Итог проекта. Новый аэропорт позволит значительно увеличить число рейсов в Стамбул, в том числе из России. Он также радикально улучшит условия для пассажиров по сравнению с давно переполненным действующим аэропортом Ataturk. Кроме того, резко снизится число рейсов, обслуживаемых на удаленных стоянках без телетрапов - ожидается, что их будет не более 20%. Turkish Airlines рассчитывает с помощью нового аэропорта резко увеличить число рейсов и направлений и существенно потеснить конкурирующие азиатские авиакомпании. За пять лет она предполагает поднять свой пассажиропоток в полтора с лишним раза - до 120 миллионов пассажиров в год. Однако и другие перевозчики смогут после перехода выполнять больше рейсов в Стамбул. При этом Старый аэропорт Ataturk полностью закрыт не будет, хоть и лишится вскоре всех регулярных пассажирских рейсов. Во-первых, еще по крайней мере год там сохранятся грузовые рейсы (затем они будут также переведены в новый аэропорт). Во-вторых, там останется авиация общего назначения и деловая авиация. Наконец, там же планируется проводить авиасалоны. По крайней мере часть терминалов предполагается переоборудовать под авиационный университет, еще часть территории может стать парком. Подробный фоторепортаж из нового аэропорта доступен странице Travel.ru в Facebook. Автор: Юрий Плохотниченко