Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), объединяющая большинство крупных российских авиакомпаний (кроме группы "Аэрофлот"), выступила с очень странной инициативой, грозящей лишить пассажиров возможности возвращать наличные деньги за вынужденно отмененные перевозчиками рейсы. АЭВТ предлагает дать возможность авиакомпаниям при любом удобном случае выдавать пассажирам ваучеры на оплату будущих билетов вместо возврата денег за несостоявшийся полет, сообщает соб.корр. Travel.ru.
Предложение АЭВТ носит форму обращения в правительство, и сам по себе повод для узаконивания ваучера как формы возврата денег в нынешней ситуации глобального форсмажора вполне обоснован. Действительно, уже в течение нескольких недель множество авиакомпаний ввиду резкого падения продаж из-за пандемии короновирусной инфекции остаются почти без оборотных средств. Ваучер для них сейчас - единственный способ каким-то образом вернуть средства пассажиру, пусть и лишь в виде обязательства будущей перевозки. Однако в АЭВТ почему-то решили половить рыбку в мутной воде и заодно выбить для своих участников возможность отказывать пассажиру в возврате денег не только в период пандемии, но и во множестве других случаев.
К таким случаям в АЭВТ пожелали отнести "стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства".
Таким образом, в случае принятия предложения АЭВТ пассажиры могут лишиться одновременно и полета, и денег за билет во множестве вполне прозаических и широко распространенных случаев. К примеру, под это описание вполне подходят отмены рейсов из-за происходящих в Европе чуть ли не каждую неделю забастовок авиадиспетчеров или сотрудников аэропортов, случающихся в Восточной Азии и в Северной Америке несколько раз в году крупных ураганов или тайфунов, каких-либо споров между авиавластями разных стран, коротких перекрытий воздушного пространства по любому поводу вплоть до плохой погоды, и тому подобного.
Во всех подобных случаях законодательство сейчас требует от авиакомпаний возвращать деньги пассажирам отмененных рейсов (либо перебронировать их на иной рейс или маршрут). Проблем это не вызывает, и вызывать не может - все такие сбои в перелетах обычно локальны и длятся считанные дни или даже часы, и не могут сказаться радикальным образом на финансовом положении перевозчиков. Тем не менее АЭВТ и ее участники решили вдруг получить возможность оставлять деньги пассажиров себе, не выполнив при этом обязательств по их перевозке.
Пассажиры в проекте АЭВТ не получают вообще никаких гарантий или прав (кроме права все же получить наличные деньги, но с отсрочкой до года по желанию авиакомпании). По сути всё, что они получают - ваучер (либо сумму на личном счету на сайте авиакомпании) для оплаты неких будущих полетов, которые им вполне могут быть уже не нужны. Предположим, турист прибыл на Камчатку и предполагал совершить перелет местной авиакомпанией к вулканам, однако из-за плохой погоды или закрытия аэропорта назначения этот полет был отменен. В случае принятия проекта АЭВТ турист рискует остаться не только без полета, но и без немалых денег за него, поскольку ваучер местного перевозчика ему после отъезда с Камчатки никак применить не удастся. Всё, что сможет пассажир по этому проекту - вернуть деньги лишь спустя год.
В АЭВТ не сочли нужным сделать проект хотя бы минимально справедливым к пассажирам. К примеру, в нем отсутствует право пассажира получить компенсацию за потери и неудобства (например, в виде увеличения минимум на 25% суммы ваучера по сравнению с ценой билета). Также отсутствует право передавать ненужный самому пассажиру ваучер для использования другим лицам. Никак не учитывается риск того, что авиакомпания уже не будет существовать к моменту, когда пассажир решит воспользоваться ваучером (или получить наличные деньги спустя год). Кроме того, проект вообще не рассматривает случаи, когда перевозка уже частично выполнена и не устанавливает порядок расчета суммы ваучера в таких случаях.
В итоге проект получился откровенно односторонним, полностью игнорирующим права пассажиров, и при этом совершенно сырым и непроработанным. Можно предположить, что расчет в АЭВТ делали на то, что в правительстве в нынешних чрезвычайных обстоятельствах не станут разбираться в нюансах и одобрят проект не глядя. Но если эта игра ва-банк не пройдет и проект будут отклонен, то участники АЭВТ могут лишиться не только вышеописанных незаслуженных преимуществ, но и остро необходимого отрасли урегулирования вопросов оформления возврата билетов в нынешней чрезвычайной ситуации с пандемией.
Автор: Юрий Плохотниченко
Пассажиров могут лишить денег за отмененные рейсы // Юрий Плохотниченко Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), объединяющая большинство крупных российских авиакомпаний (кроме группы "Аэрофлот"), выступила с очень странной инициативой, грозящей лишить пассажиров возможности возвращать наличные деньги за вынужденно отмененные перевозчиками рейсы. АЭВТ предлагает дать возможность авиакомпаниям при любом удобном случае выдавать пассажирам ваучеры на оплату будущих билетов вместо возврата денег за несостоявшийся полет, сообщает соб.корр. Travel.ru. Предложение АЭВТ носит форму обращения в правительство, и сам по себе повод для узаконивания ваучера как формы возврата денег в нынешней ситуации глобального форсмажора вполне обоснован. Действительно, уже в течение нескольких недель множество авиакомпаний ввиду резкого падения продаж из-за пандемии короновирусной инфекции остаются почти без оборотных средств. Ваучер для них сейчас - единственный способ каким-то образом вернуть средства пассажиру, пусть и лишь в виде обязательства будущей перевозки. Однако в АЭВТ почему-то решили половить рыбку в мутной воде и заодно выбить для своих участников возможность отказывать пассажиру в возврате денег не только в период пандемии, но и во множестве других случаев. К таким случаям в АЭВТ пожелали отнести "стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства". Таким образом, в случае принятия предложения АЭВТ пассажиры могут лишиться одновременно и полета, и денег за билет во множестве вполне прозаических и широко распространенных случаев. К примеру, под это описание вполне подходят отмены рейсов из-за происходящих в Европе чуть ли не каждую неделю забастовок авиадиспетчеров или сотрудников аэропортов, случающихся в Восточной Азии и в Северной Америке несколько раз в году крупных ураганов или тайфунов, каких-либо споров между авиавластями разных стран, коротких перекрытий воздушного пространства по любому поводу вплоть до плохой погоды, и тому подобного. Во всех подобных случаях законодательство сейчас требует от авиакомпаний возвращать деньги пассажирам отмененных рейсов (либо перебронировать их на иной рейс или маршрут). Проблем это не вызывает, и вызывать не может - все такие сбои в перелетах обычно локальны и длятся считанные дни или даже часы, и не могут сказаться радикальным образом на финансовом положении перевозчиков. Тем не менее АЭВТ и ее участники решили вдруг получить возможность оставлять деньги пассажиров себе, не выполнив при этом обязательств по их перевозке. Пассажиры в проекте АЭВТ не получают вообще никаких гарантий или прав (кроме права все же получить наличные деньги, но с отсрочкой до года по желанию авиакомпании). По сути всё, что они получают - ваучер (либо сумму на личном счету на сайте авиакомпании) для оплаты неких будущих полетов, которые им вполне могут быть уже не нужны. Предположим, турист прибыл на Камчатку и предполагал совершить перелет местной авиакомпанией к вулканам, однако из-за плохой погоды или закрытия аэропорта назначения этот полет был отменен. В случае принятия проекта АЭВТ турист рискует остаться не только без полета, но и без немалых денег за него, поскольку ваучер местного перевозчика ему после отъезда с Камчатки никак применить не удастся. Всё, что сможет пассажир по этому проекту - вернуть деньги лишь спустя год. В АЭВТ не сочли нужным сделать проект хотя бы минимально справедливым к пассажирам. К примеру, в нем отсутствует право пассажира получить компенсацию за потери и неудобства (например, в виде увеличения минимум на 25% суммы ваучера по сравнению с ценой билета). Также отсутствует право передавать ненужный самому пассажиру ваучер для использования другим лицам. Никак не учитывается риск того, что авиакомпания уже не будет существовать к моменту, когда пассажир решит воспользоваться ваучером (или получить наличные деньги спустя год). Кроме того, проект вообще не рассматривает случаи, когда перевозка уже частично выполнена и не устанавливает порядок расчета суммы ваучера в таких случаях. В итоге проект получился откровенно односторонним, полностью игнорирующим права пассажиров, и при этом совершенно сырым и непроработанным. Можно предположить, что расчет в АЭВТ делали на то, что в правительстве в нынешних чрезвычайных обстоятельствах не станут разбираться в нюансах и одобрят проект не глядя. Но если эта игра ва-банк не пройдет и проект будут отклонен, то участники АЭВТ могут лишиться не только вышеописанных незаслуженных преимуществ, но и остро необходимого отрасли урегулирования вопросов оформления возврата билетов в нынешней чрезвычайной ситуации с пандемией. Автор: Юрий Плохотниченко