Проект легализации овербукинга от "Аэрофлота": авиакомпании смогут пересадить вас на любой другой рейс с ничтожной компенсацией или даже без нее - «Туризм» » Новости Туризма и Путешествий.
Проект легализации овербукинга от "Аэрофлота": авиакомпании смогут пересадить вас на любой другой рейс с ничтожной компенсацией или даже без нее - «Туризм»
Авиакомпания "Аэрофлот" внесла очередное предложение о легализации овербукинга в России. Как и все прочие предложения подобного рода, исходящие от российских перевозчиков, оно имеет целью дать авиакомпаниям неограниченные права произвольно менять чуть ли не любой билет, не компенсируя при этом пассажиру ничего или почти ничего, полагает соб.корр. Travel.ru.
Предложение на этот раз внесено в завуалированной форме - без упоминания слова "овербукинг" и под прикрытием слов о мифическом "снижении средней стоимости билета". Проект (копия имеется в распоряжении Travel.ru) предлагает разрешить авиакомпаниям "одностороннее изменение даты, номера рейса, маршрута перевозки, класса обслуживания" без согласия пассажира. Иными словами, вместо купленного прямого полета из Москвы в Казань утром 1 мая перевозчик сможет отправить пассажира например с пересадкой в Санкт-Петербурге 2 мая или скажем 30 апреля. При этом проект даже не уточняет в явном виде, имеет ли пассажир право отказаться от подобной замены и хотя бы получить назад свои деньги. Или может ли пассажир выбрать иной альтернативный рейс вместо того, что предложил перевозчик.
Для дальнейшего прикрытия используется тезис о том, что у пассажира будет выбор - купить билет, который предоставляет авиакомпании право таких произвольных изменений (в эту категорию явно попадут все доступные по цене тарифы), или билет без такого права (который, очевидно, окажется дорогим). Всё это старые приемы - невозвратные тарифы в свое время тоже проталкивались под соусом того, что у пассажира будет выбор, купить возвратный или невозвратный билет. В итоге возвратными оказались только дорогие тарифы, все остальные стали невозвратными, а никакого обещанного снижения цен, разумеется, не случилось.
Что предлагается на самом деле? Проект дает перевозчику неограниченное право менять все параметры перелета по своему усмотрению без согласия пассажира и почти ничего не платить за это. По сути это узаконенный овербукинг, но без европейских компенсаций пассажирам за неудобства. Номинально проект содержит положение о компенсациях "до 30000 рублей", на что особо упирают его сторонники. На практике, как и в рекламных объявлениях подобного рода, получить эту или даже отдаленно похожую сумму не удастся практически никому.
Во-первых, сумма компенсации не является фиксированной, как в Евросоюзе, а привязана к тарифу билета (30000 - лишь ее максимум, причем применяемый в крайне редких случаях). Во-вторых, авиакомпании, очевидно, будут высаживать с рейсов именно пассажиров с самыми низкими тарифами, чтобы платить меньшие компенсации. В-третьих, размер компенсации предлагается высчитывать не от настоящей цены билета, а лишь от формального тарифа (без учета сборов), который может быть во много раз меньше. В-четвертых, проект вообще никак не урегулирует многочисленные ситуации, когда билет содержит круговой или сложный маршрут, чем перевозчик сможет воспользоваться для уменьшения расчетной величины тарифа. В-пятых, компенсация вообще не выплачивается в случае, если авиакомпания успеет изменить рейс минимум за две недели до вылета. Она также не выплачивается, если рейс изменен позднее, но вылет при этом сдвинут не более чем на час ранее, а прилет - не более чем на два часа позднее.
Сколько составляют компенсации? Почти во всех случаях пассажир мало что получит. Возьмем простой вариант - предположим, вы купили заранее недорогой билет Москва - Екатеринбург на пиковый предпраздничный рейс в пятницу вечером 30 апреля, который стоит сейчас у "Аэрофлота" 3901 рубль. Из этой цены формальный тариф составляет только 1875 рублей, остальное - аэропортовые, продажные и так называемые топливные сборы (все, кроме аэропортовых - назначаются самой авиакомпанией). Варианты:
- если "Аэрофлот" пересадит вас на какой попало рейс (хоть на 3 мая) не позднее двух недель до вылета, то он не должен вам ничего, и все что вы сможете сделать - это вернуть (может быть) свой 3901 рубль и идти искать альтернативные способы перелета уже по более высоким ценам ближе к вылету.
- если "Аэрофлот" сумеет привезти вас в Екатеринбург иным рейсом с задержкой не более чем в 2 часа от изначального - то вы не получите ничего, кроме потраченных нервов. Равно ничего вы не получите, если опоздание составило даже 4 часа при условии, что авиакомпания предупредила вас об этом минимум за неделю до вылета.
- если "Аэрофлот" без такого предупреждения за неделю привезет вас в Екатеринбург с опозданием от 2 до 6 часов (при этом время вылета из Москвы никак не регламентируется, перевозчик может предложить и улететь на полдня раньше через Санкт-Петербург например) - то вы получите в виде компенсации 100% формального тарифа, то есть 1875 рублей. А если вдруг ваш билет стоил 50000 рублей, то все равно вы получите не более 12000 рублей компенсации.
- если "Аэрофлот" привезет вас с опозданием от 6 до 12 часов, то вы получите 200% формального тарифа, то есть 3750 рублей. А если вдруг ваш билет стоил дорого, то все равно не более 20000 рублей.
- если "Аэрофлот" привезет вас в Екатеринбург с опозданием более чем в 12 часов, то вам светит 300% тарифа, то есть 5625 рублей. А если билет очень дорогой, то не более 30000 рублей. Но понятно, что авиакомпания будет высаживать с изначального рейса только пассажиров с дешевыми билетами, на компенсации которым не разоришься - их места займут те, кто готов дорого заплатить за возможность улететь прямо сейчас.
Иными словами, если перед вылетом вашего самолета в Екатеринбург авиакомпания сумеет перепродать ваше место дороже, чем за 5625 рублей (таких желающих на пиковые рейсы бывает немало: те, кому надо срочно лететь, часто платят и несколько десятков тысяч за билет) - она с чистой совестью выкинет вас с рейса и сможет перевезти хоть послезавтра либо просто послать вас искать себе другой транспорт. А если для вас найдется потом место на каком-нибудь пустом ночном рейсе через 10 часов - то порог окупаемости вашего выкидывания с рейса снижается для перевозчика до 3750 рублей. Ну а с предупреждением за 1-2 недели вас можно выкинуть вообще бесплатно.
А если вы решили сэкономить и купить билет туда-обратно, то авиакомпания потом сэкономит и на компенсации. Билет "Аэрофлота" в Екатеринбург на 30 апреля с возвратом 9 мая продается сейчас за 6552 рубля, из которых только 2500 - это формальный тариф. Для расчета компенсации за полет в одну сторону перевозчик, очевидно, возьмет половину этой суммы. И стало быть, вы получите 1250 рублей за задержку в 2(4)-6 часов, 2500 - до 12 часов, 3750 - свыше 12 часов и до бесконечности.
Пройдет ли это дикое предложение? Пять лет назад авиакомпании уже пытались продвигать подобный проект - тогда инициатива оказалась слишком топорной и не прошла. Сейчас то же по сути предложение обставили уже чуть более изящно - красивыми словами про мифические "компенсации в 30000 рублей", столь же мифическое и ничем не доказанное "снижение средней цены билета на 2%" и "развитие системы тарифов". Но суть осталась та же - абсолютно односторонний проект, учитывающий интересы только перевозчиков. Помимо вышеописанных ключевых проблем, не урегулирована еще масса моментов - инфляционная индексация, сложные маршруты и многосегментные билеты, возможность использования альтернативного транспорта, гарантии отелей и питания для задержанных пассажиров, возможность возврата билета и так далее.
Пока этот проект имеет вид письма "Аэрофлота" в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (объединяет большинство российских авиакомпаний, кроме собственно группы "Аэрофлот") с предложением о внесении изменений в Воздушный кодекс. Но он уже содержит готовые проекты нормативных актов и пояснительной записки для Госдумы. Минтранс, правда, поспешил, согласно "Ведомостям", заявить, что "инициатива не будет рассматриваться до полноценного восстановления авиасообщения". Что скорее выглядит как попытка успокоить общественность, чтобы о проекте забыли на то время, пока он проходит дальнейшее оформление.
При этом сам по себе овербукинг - весьма полезное изобретение, позволяющее перевезти больше пассажиров за счет предоставления им мест тех, кто по каким-либо причинам не явился на рейс. Однако эта система адекватна лишь при соответствующих гарантиях для тех, кто не улетит в случае, когда на рейс явилось больше пассажиров, чем мест в самолете. Но как раз таких гарантий в документе "Аэрофлота" и нет.
Напомним, что соответствующее законодательство давно действует во множестве развитых стран. Однако там возможность овербукинга для авиакомпаний жестко увязана с обязанностью перевозчика уплатить существенную компенсацию пассажиру в случае, если итоговая задержка превысила несколько часов. В Евросоюзе такие компенсации варьируются от 125 до 600 евро, в США - начинаются от двойного тарифа в одну сторону и заканчиваются $1300. В результате авиакомпании сначала ищут добровольцев, которые согласны сменить рейс за чуть меньшие деньги и прочие бонусы. И лишь если достаточное число таких добровольцев не нашлось, приступают к недобровольному изменению билетов с уплатой вышеописанных компенсаций.
Автор: Юрий Плохотниченко
"Аэрофлот" хочет пересаживать пассажиров на иные рейсы по своему усмотрению // Юрий Плохотниченко Авиакомпания "Аэрофлот" внесла очередное предложение о легализации овербукинга в России. Как и все прочие предложения подобного рода, исходящие от российских перевозчиков, оно имеет целью дать авиакомпаниям неограниченные права произвольно менять чуть ли не любой билет, не компенсируя при этом пассажиру ничего или почти ничего, полагает соб.корр. Travel.ru. Предложение на этот раз внесено в завуалированной форме - без упоминания слова "овербукинг" и под прикрытием слов о мифическом "снижении средней стоимости билета". Проект (копия имеется в распоряжении Travel.ru) предлагает разрешить авиакомпаниям "одностороннее изменение даты, номера рейса, маршрута перевозки, класса обслуживания" без согласия пассажира. Иными словами, вместо купленного прямого полета из Москвы в Казань утром 1 мая перевозчик сможет отправить пассажира например с пересадкой в Санкт-Петербурге 2 мая или скажем 30 апреля. При этом проект даже не уточняет в явном виде, имеет ли пассажир право отказаться от подобной замены и хотя бы получить назад свои деньги. Или может ли пассажир выбрать иной альтернативный рейс вместо того, что предложил перевозчик. Для дальнейшего прикрытия используется тезис о том, что у пассажира будет выбор - купить билет, который предоставляет авиакомпании право таких произвольных изменений (в эту категорию явно попадут все доступные по цене тарифы), или билет без такого права (который, очевидно, окажется дорогим). Всё это старые приемы - невозвратные тарифы в свое время тоже проталкивались под соусом того, что у пассажира будет выбор, купить возвратный или невозвратный билет. В итоге возвратными оказались только дорогие тарифы, все остальные стали невозвратными, а никакого обещанного снижения цен, разумеется, не случилось. Что предлагается на самом деле? Проект дает перевозчику неограниченное право менять все параметры перелета по своему усмотрению без согласия пассажира и почти ничего не платить за это. По сути это узаконенный овербукинг, но без европейских компенсаций пассажирам за неудобства. Номинально проект содержит положение о компенсациях "до 30000 рублей", на что особо упирают его сторонники. На практике, как и в рекламных объявлениях подобного рода, получить эту или даже отдаленно похожую сумму не удастся практически никому. Во-первых, сумма компенсации не является фиксированной, как в Евросоюзе, а привязана к тарифу билета (30000 - лишь ее максимум, причем применяемый в крайне редких случаях). Во-вторых, авиакомпании, очевидно, будут высаживать с рейсов именно пассажиров с самыми низкими тарифами, чтобы платить меньшие компенсации. В-третьих, размер компенсации предлагается высчитывать не от настоящей цены билета, а лишь от формального тарифа (без учета сборов), который может быть во много раз меньше. В-четвертых, проект вообще никак не урегулирует многочисленные ситуации, когда билет содержит круговой или сложный маршрут, чем перевозчик сможет воспользоваться для уменьшения расчетной величины тарифа. В-пятых, компенсация вообще не выплачивается в случае, если авиакомпания успеет изменить рейс минимум за две недели до вылета. Она также не выплачивается, если рейс изменен позднее, но вылет при этом сдвинут не более чем на час ранее, а прилет - не более чем на два часа позднее. Сколько составляют компенсации? Почти во всех случаях пассажир мало что получит. Возьмем простой вариант - предположим, вы купили заранее недорогой билет Москва - Екатеринбург на пиковый предпраздничный рейс в пятницу вечером 30 апреля, который стоит сейчас у "Аэрофлота" 3901 рубль. Из этой цены формальный тариф составляет только 1875 рублей, остальное - аэропортовые, продажные и так называемые топливные сборы (все, кроме аэропортовых - назначаются самой авиакомпанией). Варианты: - если "Аэрофлот" пересадит вас на какой попало рейс (хоть на 3 мая) не позднее двух недель до вылета, то он не должен вам ничего, и все что вы сможете сделать - это вернуть (может быть) свой 3901 рубль и идти искать альтернативные способы перелета уже по более высоким ценам ближе к вылету. - если "Аэрофлот" сумеет привезти вас в Екатеринбург иным рейсом с задержкой не более чем в 2 часа от изначального - то вы не получите ничего, кроме потраченных нервов. Равно ничего вы не получите, если опоздание составило даже 4 часа при условии, что авиакомпания предупредила вас об этом минимум за неделю до вылета. - если "Аэрофлот" без такого предупреждения за неделю привезет вас в Екатеринбург с опозданием от 2 до 6 часов (при этом время вылета из Москвы никак не регламентируется, перевозчик может предложить и улететь на полдня раньше через Санкт-Петербург например) - то вы получите в виде компенсации 100% формального тарифа, то есть 1875 рублей. А если вдруг ваш билет стоил 50000 рублей, то все равно вы получите не более 12000 рублей компенсации. - если "Аэрофлот" привезет вас с опозданием от 6 до 12 часов, то вы получите 200% формального тарифа, то есть 3750 рублей. А если вдруг ваш билет стоил дорого, то все равно не более 20000 рублей. - если "Аэрофлот" привезет вас в Екатеринбург с опозданием более чем в 12 часов, то вам светит 300% тарифа, то есть 5625 рублей. А если билет очень дорогой, то не более 30000 рублей. Но понятно, что авиакомпания будет высаживать с изначального рейса только пассажиров с дешевыми билетами, на компенсации которым не разоришься - их места займут те, кто готов дорого заплатить за возможность улететь прямо сейчас. Иными словами, если перед вылетом вашего самолета в Екатеринбург авиакомпания сумеет перепродать ваше место дороже, чем за 5625 рублей (таких желающих на пиковые рейсы бывает немало: те, кому надо срочно лететь, часто платят и несколько десятков тысяч за билет) - она с чистой совестью выкинет вас с рейса и сможет перевезти хоть послезавтра либо просто послать вас искать себе другой транспорт. А если для вас найдется потом место на каком-нибудь пустом ночном рейсе через 10 часов - то порог окупаемости вашего выкидывания с рейса снижается для перевозчика до 3750 рублей. Ну а с предупреждением за 1-2 недели вас можно выкинуть вообще бесплатно. А если вы решили сэкономить и купить билет туда-обратно, то авиакомпания потом сэкономит и на компенсации. Билет "Аэрофлота" в Екатеринбург на 30 апреля с возвратом 9 мая продается сейчас за 6552 рубля, из которых только 2500 - это формальный тариф. Для расчета компенсации за полет в одну сторону перевозчик, очевидно, возьмет половину этой суммы. И стало быть, вы получите 1250 рублей за задержку в 2(4)-6 часов, 2500 - до 12 часов, 3750 - свыше 12 часов и до бесконечности. Пройдет ли это дикое предложение? Пять лет назад авиакомпании уже пытались продвигать подобный проект - тогда инициатива оказалась слишком топорной и не прошла. Сейчас то же по сути предложение обставили уже чуть более изящно - красивыми словами про мифические "компенсации в 30000 рублей", столь же мифическое и ничем не доказанное "снижение средней цены билета на 2%" и "развитие системы тарифов". Но суть осталась та же - абсолютно односторонний проект, учитывающий интересы только перевозчиков. Помимо вышеописанных ключевых проблем, не урегулирована еще масса моментов - инфляционная индексация, сложные маршруты и многосегментные билеты, возможность использования альтернативного транспорта, гарантии отелей и питания для задержанных пассажиров, возможность возврата билета и так далее. Пока этот проект имеет вид письма "Аэрофлота" в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (объединяет большинство российских авиакомпаний, кроме собственно группы "Аэрофлот") с предложением о внесении изменений в Воздушный кодекс. Но он уже содержит готовые проекты нормативных актов и пояснительной записки для Госдумы. Минтранс, правда, поспешил, согласно "Ведомостям", заявить, что "инициатива не будет рассматриваться до полноценного восстановления авиасообщения". Что скорее выглядит как попытка успокоить общественность, чтобы о проекте забыли на то время, пока он проходит дальнейшее оформление. При этом сам по себе овербукинг - весьма полезное изобретение, позволяющее перевезти больше пассажиров за счет предоставления им мест тех, кто по каким-либо причинам не явился на рейс. Однако эта система адекватна лишь при соответствующих гарантиях для тех, кто не улетит в случае, когда на рейс явилось больше пассажиров, чем мест в самолете. Но как раз таких гарантий в документе "Аэрофлота" и нет. Напомним, что соответствующее законодательство давно действует во множестве развитых стран. Однако там возможность овербукинга для авиакомпаний жестко увязана с обязанностью перевозчика уплатить существенную компенсацию пассажиру в случае, если итоговая задержка превысила несколько часов. В Евросоюзе такие компенсации варьируются от 125 до 600 евро, в США - начинаются от двойного тарифа в одну сторону и заканчиваются $1300. В результате авиакомпании сначала ищут добровольцев, которые согласны сменить рейс за чуть меньшие деньги и прочие бонусы. И лишь если достаточное число таких добровольцев не нашлось, приступают к недобровольному изменению билетов с уплатой вышеописанных компенсаций. Автор: Юрий Плохотниченко